В Киев (1-3 февраля) мы ездили за месяц до Сибири, но можно, наверное, все это объединить в одну поездку. Денис Блощинский, организатор киевских концертов, заслуживает всяческих похвал. Парню 21 год, он сам сочиняет песни и поет их хорошо поставленным сильным голосом, лауреат всевозможных конкурсов, и при этом впервые устроил нам человеческие "гастроли". На выходе из поезде нас встретили "бетакамами". Кормили бесплатно в одном из лучших ресторанов - просто за рекламу (ресторан называется "Шинок у Сени и Гоги", и только под конец, не без подсказки, я сообразила, что это потому, что он так расположен: у синагоги, конечно), причем, отменив пару лишних кормежек (одной в день хватало за глаза), мы позвали на отвальную человек двадцать гостей. В первый вечер играли в местном ЦДХ, во второй - в весьма престижном блюз-клубе "Бадди Гай", где аппарат стоит, говорят, 85 тысяч баксов, а перед тем - спецом для безденежной публики - устроили квартирник, причем хозяина квартиры Артема встретили потом в Воронеже в составе группы "Че Гевара Блюз". Из отснятого на концертах и даже просто на улице материала киевские телевизионщики сделали два фильма (один клевый, второй не очень) и почем зря крутили по укртелевидению.
Казань (23 февраля) - первый пункт нашего путешествия. Мы поехали туда вчетвером: я, Боря К., Денис и наш друг Дима Иванов, свой человек в Казани. Там мы приняли посильное участие в фестивале памяти Курта Кобейна (!!). Играли с Борей вдвоем на двух чужих гитарах. Все были страшно рады. Очень клево, что к нам туда приехали наши друзья из Йошкар-Олы, где мы были прошлой зимой. Перед концертом нас водил по центру местный человек Хобот, разносторонне одаренный и чрезвычайно занятный тип. Когда мы сидели в гримерке, попивая какао с бутербродами, туда зарулило телевидение и говорит: "Это что, музыканты? Не-ет, музыканты не такие, мы видели музыкантов. Почему водки нет, не наблевано по углам?" - и давай расспрашивать нас о вреде наркотиков. Ночью, дожидаясь поезда, сидели у Хобота и от нечего делать пели песни, вплоть прямо-таки до Окуджавы - вот так нас проперло.
В Свердловск мы приехали вечером 25 февраля, втроем в купе фирменного поезда, спасибо Диме Иванову, красиво жить не запретишь. Нас поселил к себе Антон Стравинский, лидер группы "Археология" - квартира у него, надо сказать, интереснейшая, есть на что посмотреть. Было два сейшена: 26го в ДК Гагарина и 27го в помещении театрика-галереи в подвале ДК Дзержинского. Реклама практичепски отсутствовала, но народу было валом; надо сказать, что мы там играли уже (без "Броневичка") раза три, а то и четыре. В сейшене в ДК Гагарина принимали участие также Антон с "Археологией" (точнее, со скрипачкой) и Настя Халифаева, с которой мы давно переписываемся по интернету. Проявился и Боря Плотников, активный участник форума на нашем сайте, он видел нас впервые, но за время виртуального знакомства научился играть на гармошке примерно как нечто среднее между Кожекиным и Ойстрахом, и получил возможность это продемонстрировать на глазах изумленной публики. Второй сейшен игрался совсем без подключки, в зал на 50 человек набилось все 200, но милые дамы-хозяйки помещения выдержали это мужественно. Несмотря на явную недостаточность звука, кайф поймали даже мы. 28 февраля мы улетели оттуда на самолете (красиво жить, опять-таки, не запретишь) в Иркутск - иначе было не успеть.
Я как угодно представляла себе Иркутск, только не залитым солнцем. И вдруг оказалось, что мы попали в яростную континентальную весну, снег под стрелами солнца превращался в черные зазубрины и стремительно плавился в сверкающие лужи. Весь город в деревянных кружевах, удивительным образом все это сохранилось - слава Богу, пока ни у кого нет денег на снос старых зданий, хотя жить в некоторых из них, очевидно, сложно: весной первые этажи осевших в землю по подоконники бревенчатых домов заливает талой водой. В первый день фестиваля, 1 марта, мы еще играли с Борей К. вдвоем, а 2го уже произошло долгожданное воссоединение семьи - к нам наконец прилетели из Москвы Миша с Борей Марковым и Ойстрах! (Раньше они просто не могли, у "Ковчега" 1 марта был свой концерт в Москве, а у Ойстраха другие дела). Оказалось, их еле-еле посадили в самолет: пилот боялся, что не хватит топлива, и взял на борт лишнюю тонну, и вот эта тонна керосина чуть было не перевесила наших дорогих музыкантов! А вот Игорь Москвитин, лидер местной группы "Сэкит" и неутомимый организатор сибирских рок-фестивалей, еще и художник - посмотрите, какой Байкал нарисовал у себя на стене. К сожалению, настоящего Байкала мы так и не увидели, просто не успели: за пять дней пять концертов. Надеемся наверстать летом. Еще в Иркутске живут продвинутые анархо-панки, катаются по Берлинам и издают занятнейшую самодельную прессу, например, журнал "Сибирский тракт" (В.Скращук), рекомендую при возможности ознакомиться.
Ангарск (4 марта) - это такой город в 25 км от Иркутска, мы туда ездили на электричке. Город пятидесятный, весь желтый, квадратный, пятиэтажный, просторный, настоящий сталинский рай, в магазинах изобилие, солнце светит, единственный облом, что там какое-то очень вредное химическое производство, закрыть его нельзя, весь город работает на этот комбинат и ради него выстроен. Играли в огромном замечательном ДК, на прекрасном звуке, там есть такой дядька, который сам делает колонки - народу, правда, было немного, но это даже придало загадочности, темный полупустой зал, качественный прозрачный звук, да еще эти кубики - мы нашли их за сценой и собрали из них "УМКА И БРО", "Р", правда, не было, пришлось перевернуть мягкий знак. Одна из причин, почему я обрадовалась возможности поехать в Ангарск - там живет В.Колотов, мой интернет-корреспондент и издатель самодельного журнала "Эклер-Ж". Не могу сказать, что я всегда согласна с его принципами, но человек весьма интересный. Я все думала, как мне его найти, но он сам пришел раньше всех и сказал тетеньке на входе, что он представитель "прэссы". - "Какой печатный орган вы представляете?" - "Какой, к черту печатный орган, я почти родственник!"
Про Новосибирск (7-9 марта) Боря Канунников сказал: "произвел впечатление тщательно замаскированной заграницы". Ойстраху вообще захотелось остаться в Академгородке месяца на три. Клуб "Черная Вдова" не очень большой, не больше "Форпоста", и, поскольку мы играли в Новосибирске впервые, а кассеты наши, в том числе пиратские, продаются там во множестве, зал набился до отказа. Хозяйка клуба Настя, волевая умная женщина, все поняла, вход решили не перекрывать и в конце концов пустили всех, по той цене, какую каждый мог заплатить. Договорился о концерте Миша Докукин, причем очень оперативно: за несколько дней до отъезда пришло от него письмо по интернету, мол, когда к нам-то? А я отвечаю: хотите, прямо щас? В качестве сюрприза Миша подписал в спонсоры фирму по производству мороженого "Умка": огни повесили на стену большой транспарант с детскими красненькими буквами "УМКА" и бесплатно раздавали в клубе это самое мороженое, я боялась, что все перемажутся, но нет, перемазались только некоторые.
В Тюмени мы уже дважды играли на фестивале "Сирин", по сравнению с теми разами нынешний (10 марта) показался мимолетным. Все бы хорошо, но принявший нас рок-центр "Белый кот" не смог выставить басовый комб, из-за этого звук, мягко говоря, пострадал, тем более, ДК "Нефтяник" - гулкая бетонная коробка, в которой звук летает от стенки к стенке как хочет. Но этом в городе у нас много друзей, и, надеемся, мы туда еще вернемся. Зато мы с Ойстрахом дали два интервью двум разным, весьма симпатичным радиостанциям за три часа - об этом договорился Ник Рок-н-ролл (сам он, правда, на концерте не появился). На слепдующий день, перед отъездом, сыграли квартирник у друзей Вани Тормоза.
В Саратове мы уже были два года назад, без ритм-секции, и играли тогда в клубе "Варьете". На сей раз (23 марта) играли и жили - меньше суток, но все же - на огромном пароходе "Николай Добролюбов", пришвартованном к волжской пристани. Дима (фамилию забыла), который все это устроил с подачи моих московских друзей через местную журналистку и хорошего человека Наталью Махаличеву, никогда нас не слышал, вообще, он уже 12 лет занимается промоутерской деятельностью, возит музыкантов самых разных направлений и скорее деловой человек, чем энтузиаст. Но дело знает туго. Правда, зальчик оказался невелик, в отличие от самого парохода, типа кают-компании, и в критический момент выяснилось, что, договариваясь по междугороднему телефону, мы с Димой не совсем друг друга поняли и комбов нам ставить не собирались. Однако под моим мягким нажимом Дима поехал со мной в местный магазин A&T Trade, и совместными усилиями мы развели хозяев на три комба. ("Сколько вам нужно комбиков?" - "Три". - "ТРИ???" - "Да:". Дима: "При малейшей царапине я покупаю все три". Молодец!). Команда вздохнула с облегчением, я очень гордилась, что наконец принесла реальную пользу. После концерта мы корешились с местными джазменами, саксофонист учил Ойстраха играть на саксофоне, потом пытались спать, но, несмотря на уютность кают, это было затруднительно, потому что ночами пароход превращается в бурлящее сомнительной молодежью злачное место. Заснули часа в три, а в пять Дима разбудил нас, доблестно отвез на вокзал и посадил в поезд.
В Ульяновске (24 марта) нас встретили на "уазике", сразу вручили пачку газетных публикаций о наших скромных персонах и для нрачала отвезли в мазагин модной одежды "Камелот"(!) раздавать автографы (!). Очень смешная была акция, на перебивочку не без приятности, тем более что мне там со скидкой продали роскошные красные замшевые ботинки - как раз под красные вельветовые клеша, которые я зачем-то купила в Саратове в магазине "Готик". Вот так развлекаются бедные музыканты. Играли в большом ДК, при немалом стечении народа, перед нами - еще две местных команды. Ойстрах срулил в Москву с середины концерта - у него были дела в Москве - под песню "А ты уходишь", а мы играли еще минут 40. Потом выяснилось, что обещанный поезд до Воронежа в 11 утра уходит не из Ульяновска, а из Сызрани, а до Сызрани еще надо доехать. Например, на поезде в полшестого утра. Ох, этого очень не хотелось. Впрочем, Олег, хозяин "уазика", довольно быстро согласился отвезти нас на нам в Сызрань. Так что с утра мы совершили это замечательное путешествие по новой для меня трассе. Правда, поезд вместо 11ти появился в полтретьего (дня), так что местный буфет нехило с нас поднялся за три с лишним часа. Также там были две отличных дворняжки, мама с сыном, которые со скромным достоинством клянчили сосиски, и два больших картины: присоединение Украины к России (почему-то) и Ленин, поучающий молодежь, на штанах у Ленина виднелось подозрительное пятно - как будто кто-то там что-то пририсовал, а потом это соскребали и закрашивали.
В Воронеж (26-29 марта) мы приехали почти как домой - после всех странствий это было исключительно приятно; мы там уже в третий раз. Роджер с Большаковым умеют принимать гостей и умеют организовывать концерты. Вообще разводят бурную деятельность, умудряясь сохранять достоинство и чувство юмора. Обратите внимание на оформление кабинета, особенно на портрет Че Гевары с надписью "ЧЁ?". Нас заселили в гостиницу "Спутник" на выезде из города, посреди березовой рощи с настоящими зайцами, выставили шикарный аппарат, а фестиваль собрали разный, конечно, по уровню, но в любом случае не скучный - а это на ниве "русского неформатного рока" большая редкость. Лихо выступило "Разнотравие" - не могу сказать, что увлекаюсь фолком, но они просто молодцы. На фотографии девочка с колесной лирой, сделанной из детской виолончели. "Улица Времени" - это ул. Алексеевского, на ней есть два дома в стиле модерн, в начале и в конце, один из них - чудесный синий "дом с совами". К сожалению, выступления Лени Федорова мы не дождались - надо было уезжать.