Умка.
Каменныецветочки. (1997)
Компакт. (1998)
Командовать парадом. (1998)
Ход кротом. (1999)
Эти компашки мне достались через дырку. Дырку в заборе. Ну, вы знаете. "В каждом заборе должна быть дырка". Это первая цитата с обложки альбома "Ход кротом". Перед этой фразой можно прочесть: ":) Все права якобы защищены". Неплохо, не правда ли? По крайней мере, диски делали люди хорошо знакомые с нашей российской действительностью и обладающие чувством юмора. Итак, о чем это я? А, да - дырка в заборе. Что ж поделать? Это так сказать, объективная реальность, данная нам в нашем ощущении музыки. Когда почти полгода я ходил по магазинам и спрашивал всех подряд: "А нет ли у вас случайно Умки?", то доходило просто до анекдотов. В ответ могли поинтересоваться: "А что это новое кино такое, или игрушка?" Я упорно всем разъяснял, кто же это такая, таскал распечатки статей о ней, списки вышедших дисков. Мое упорство давало свои плоды - глупые вопросы в ответ перестали задавать, говорили, что диски ищутся, но самих дисков так-таки и не было. Заказывать через виртуальные магазины довольно долго и чрезвычайно накладно, а результат не всегда однозначен. Посему и пришлось воспользоваться этой самой дыркой. Через конфу познакомился с одним замечательным москвичом, у которого восприятие музыки, по всей видимости, во многом схоже с моим, и он записал мне и прислал вышеуказанные альбомы. Благо, записать компашку сейчас, как два байта переслать. Признаюсь сразу: я не собираюсь использовать полученные "пиратским путем" записи в коммерческих целях. Наоборот, буду получать кайф от музыки сам и всячески навязывать эту музыку своим знакомым (за так). А музыка того стоит. Да я думаю, что и Умка, зная ее отношение к Высоцкому (и к тому, как распространялись по всей стране его записи), не будет на меня сильно в обиде.

Теперь небольшое пояснение для тех, кто не знает кто такая Умка. А именно для них я и пишу обычно. Мне страшно хочется поделиться с другими услышанной музыкой, чтоб как можно больше людей узнали о ней. Итак: Умка это на самом деле Аня Герасимова, за что ей дали такое прозвище, догадайтесь сами. Родилась в 1961 году, профессиональный филолог, профессиональный переводчик, защитила кандидатскую диссертацию в 1989 году, имеет множество печатных работ. Живет в Москве. Петь, ходить и сочинять песни научилась почти одновременно. Из увлечений - любит путешествовать по миру автостопом, именно таким путем обошла полсвета. Заинтересовал я вас? Сходите на www.umka.ru и вы узнаете еще мнооого интересного.

Чем она интересна мне? - В первую очередь своим талантом. Стать известной в нашей стране без всяческой, без малейшей раскрутки, даже без попытки это сделать, - несомненно, нужно быть талантливым. Ну и упорным, конечно, в смысле работы. Чем еще? Своей искренностью, независимостью, неподкупностью.

"Вот вам рокенрол во всей красе -
Я теперь участвую в попсе.
Я кручусь по всем программам,
Я в развес - по килограммам,
Я теперь такая же, как все!"

Это похоже на кошмарный сон. Такого представить в своей реальной жизни она не может. Отсюда и такое издевательство в песне - слова либо просто "жуются", не проговариваются (такой своеобразный "блатняк"), либо подаются а-ля оперное сопрано и все это на фоне такого разбитного мотивчика в стиле Новикова. "Мурку давай!" И именно "рокенрол" и никак иначе!

Те, кто знакомы с творчеством Ольги Арефьевой, не могут не знать Умку по нескольким причинам. Ну, во первых, они (Оля с Аней) периодически у себя там в Москве проводят совместные концерты, а во вторых, на дисках Умки записываются музыканты из Ковчега. Это Миша Трофименко - бас и Боря Марков - барабаны.

Всегда, когда я заношу очередную появившуюся у меня компашку в свою базу, у меня возникают проблемы с классификацией музыки. Очень трудно однозначно (в смысле одним словом) определить стиль музыки. Про Умку это будет и рок-н-ролл, и блюз, и кантри, и фолк, и психоделика, да и бардовская (или авторская) песня тоже как стиль присутствует. Но в большей степени у Умки присутствует блюзовая основа. Вот вам Анина цитата:

Я же не профессиональный музыкант, поэтому даже не тщусь изобретать что-то новое. В башке существуют некоторые стандарты, друг на друга с течением времени наслоившиеся: авторская песня (Окуджава, Матвеева, Высоцкий), и блюз среди них - самые мощные. Туда же: частушка, панк, психоделический рок. Когда приходит пора что-то сочинить, эти стандарты наготове. Зачем ломиться сквозь лес, если можно ходить по дорожкам, причем придешь совершенно туда же. Самое смешное начинается, когда они путаются и начинают друг над другом издеваться. Самые прикольные вещи тогда получаются. Да еще плюс разные стихотворные модели со всеми подобающими скрытыми цитатами.

Да уж. Умка сквозь лес не ломится. Слушая многие ее вещи, постоянно думаешь, где же это я уже слышал? Она часто использует готовые музыкальные формы. Хотел бы я посмотреть на физиономию Клэптона, когда бы он прослушал "Before you kill me" с альбома "Каменныецветочки". :-) И это мне нравится. Умка использует скрытые цитаты, но я не настолько хорошо знаком с цитируемой литературой (к своему стыду), что часто их и не замечаю. А если и догадываюсь о них, то все равно остаются непонятки. Хотя некоторые из них Аня все-таки поясняет:

"Проблема смешного", - это песня для смеха так называется. Там в качестве припева цитата из Бродского, переделана немножко. У Бродского: "Чем занятней для историка эпоха, тем она для современника печальней", а у меня: "Чем смешней поэту в одиночку, тем для современника печальней" Рок-н ролл - это тоже искусство заимствования.

Вообще, это касается не только Умки, чаще всего песни если не автобиографичны, то во многом связаны с автором через какие-то события. Именно поэтому многие песни бывают непонятны целиком, а лишь порождают у слушателя какие-то образы или эмоции. Конечно, мы говорим о нормальной музыке, а не о попсятине с ее "silly love songs". Там все тупо, убого и никаких образов и эмоций - одни слюни.

Многие Анины песни интересны тем, что они афористичны:

"Я была с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был".
"Что не рука - то синица,
Что не око - то зеница,
Что не морда - то удар по кирпичу".

Или вот:

"Тесно под пятой у Ахиллеса.
У Христа за пазухою жарко.
Много лучше на опушке леса,
Или даже на алее парка".

Слушая музыку, обычно возникают какие-то ассоциации, и вольно или невольно начинаешь сравнивать с тем, что уже слышал и знаешь. Некоторые сравнивают Умку с Дженис Джоплин. Самой Умке такое сравнение не нравится. Я тут на днях специально переслушал Джоплин, то что у меня было. Не могу судить о ее текстах - не настолько силен в языке. Умка, возможно, схожа с ней эмоциями, раскрепощенностью, возможно ярким ощущением свободы и независимости исходящим от них. Не сказал бы что, Джоплин блюзовая певица, скорей авангардистка, яркий представитель поколения хиппи - all you need is love. А вот Умка именно блюзовый исполнитель. Она, скорей, ближе к Би Би Кингу. А из наших к Майку Науменко и Юрию Наумову.

Не хочется перечислять песни, которые очень понравились, их просто большинство. При всем при том они очень разнообразны по тематике. Но поскольку это все же блюз, то в каждой присутствует либо юмор, либо ирония, либо едкая пародия и сатира. Вот, скажем, песня "Без ноги". Хотя это нужно слышать, не удержусь от цитирования:

"Как я ненавижу всех двуногих.
Эй ты, сука, а ну-ка помоги!
Тетя с толстой жопой - прочь с дороги!
Пропустите женщину без ноги"

Я бы сравнил эту песню с песней Майка "Дрянь" по эмоциональному накалу и силе созданного образа! Просто великолепно!

Аня не чурается в своем творчестве и крепких словечек (так называемой ненормативной лексики). Кого-то это раздражает, кого-то коробит, кого-то просто шокирует. Я воспринимаю это спокойно. В конце концов, это всего лишь слова из нашей самой обычной лексики, и уж если Пушкин использовал их, то чем другие хуже. Важна тут только мера. Аня, на мой взгляд, использует такую лексику лишь там, где это оправдано, и там, где она дает наибольший эффект. В конце концов, слова из песни не выкинешь.

"Времени нет, пространство забыло нас.
Ты хочешь дойти до дабла, но застреваешь на счете "раз". Движение - все,
Конечная цель - ничто.
О как же им слабо
Опять заставить нас играть
В свое лото".

Чудный блюз из 86 года. Практически философская вещь. И прямо за ней следом - "Для бешеной собаки 7 верст не крюк". Похоже, это Умка поет явно о себе. Дорожная тема у нее проявляется довольно часто. Почему? Понятно, помотайся-ка по миру столько:

"Делай что хочешь" - хоть и не rock'n'roll, но почему-то навевает Blue Suede Shoes.

"Из меня не вышло
Психоделического гуру.
Видали дуру"

Видали. :) Может, гуру и не вышло, а психоделика присутствует во многих вещах, да так, что накатывает капитально.

Вот еще из одного Умкиного интервью:

Я всегда поражаюсь, когда люди говорят, что пишут "о любви, о жизни", или что-нибудь еще в этом роде. Так и хочется добавить: "об успехах в учебе и счастье в личной жизни". Мои песни - о том, что у меня в голове. Об устройстве моей головы. О том, как внутри нее они образуются. Любой продукт человеческого сознания - об этом. А если они при этом сохраняют видимость смысла, так это же здорово.

Молодец Умка! Чудесная у тебя голова!

И под конец, немного о грустном. Голос у Ани, конечно, есть, но поет она не как профессионал, а как любитель. Тут есть над чем работать. : ) Может почаще с Ольгой концерты устраивать - и им полезно, и нам приятно. Ребята, которые с Умкой играют, конечно, профи, но от записи, от сведения зависит ооочень много. И если Ольга с Ковчегом умеют делать классный звук, то Умке с Броневичком (я, кажется, забыл сказать, что так называется команда, с которой она играет) опять же нужно стараться двигаться в этом направлении. Хотя, чтоб не погрешить против истины, замечу что, расположив альбомы в хронологической последовательности (см. заголовок) такое движение наблюдается. А еще, что более важно, в оправдание своим же упрекам опять же процитирую Умку:

Обычно мы сами записываем и оформляем акустические альбомы на дешевых или домашних студиях и раздаем кассеты хорошим людям - потом нам за это тоже будет чего-нибудь хорошее...

Будет, Аня, обязательно будет! Ни одно хорошее дело не остается безнаказанным! Побольше бы таких альтруистов. А ведь именно такая позиция позволяет Умке оставаться самой собой. Что, несомненно, вызывает уважение.

Надпись на альбоме "Каменныецветочки": "Сидюк продаже не подлежит" Во как! Назовите мне еще таких исполнителей, которые сами все делают и бесплатно раздают. Я - не знаю.

Хочу вернуться к дырке, с которой начинал. Буквально вчера в "Ритме" (это у нас магазин такой есть) на полках увидел "Компакт", "Командовать парадом" и "Ход кротом". Но уже по 345 рублей каждый. Вот так. Вряд ли бы за такую цену я решился купить хоть один из дисков.: Но недостающие записи (а их еще много) я буду доставать (возможно, через ту же дырку) обязательно! Если вы слушаете Лед Зеппелин, Би Би Кинга, Юрия Наумова, Майка Науменко, Владимира Высоцкого, то настоятельно рекомендую вам познакомиться с Умкой! Да и всем остальным тоже.

Удачных вам поисков!

Порываев Андрей
(Robert Plant fun)
Copyright 1998 Андрей Порываев [email protected]

Комментарий Ольги Арефьевой



Другие обзоры Андрея Порываева