УМКА И "БРОНЕВИЧОК". Беееест!
Певица Умка выпустила альбом "Беееест!" ("Отделение Выход"). Лучшие, стало быть, хиты. Еще года три назад ожидать от Умки подобных ходов было бы более чем странно - на ее концертах не брали денег за вход, а еще чуть раньше она пела на арбатской мостовой, да и вообще, принципы детей-цветов, которые она крайне последовательно исповедует, как-то не стыкуются с отработанными коммерческими ходами. Но время идет. И Умка уже поет в "Антропологии", и выпускает компакты один за другим, и ее новые песни просятся на "Наше радио" - хотя "Наше радио" Умку в эфир пока и не ставит. Если вдуматься, ничего страшного: Grateful Dead, чай, тоже не в подвалах выступали. И все же странно. Рискну показаться бестактным, но Умка ценима не за песни - скорее за этику, чем за эстетику. За бесплатные концерты. За честные слова. За то, что она не просто сочинительница песен, а еще и исследовательница обэриутов и переводчица Керуака и, несмотря ни на что, продолжает исследовать и переводить. Нет, конечно, у нее удивительный голос, и все эти блюзы и буги очень лихо сыграны, а строчка "Свобода - это когда никто не знает, где ты теперь" - это готовая универсальная максима, и таких строчек здесь - далеко не одна. Но все равно: нужно знать контекст. Иначе все эти блюзы и буги, принадлежащие бесповоротно далекому прошлому (не по хронологии - по ощущению), сразу отправятся на одну полку с Ларисой Долиной образца 1985 года: та тоже пела лихо, и музыка была до крайности похожей. А то, что Долина и Умка - две страшно далекие вещи, уже детям нашим придется объяснять. До бесконечности.
(Юрий Сапрыкин, "Афиша", N 17, 2001 )