15-11-2002 18:44
УМКА: "Рай для инвалидов" - это не уступка общественной моде
"Друзья! Так называемые журналисты! Берите ваши микрофоны! Вам не
привыкать! Извините, мы не можем поставить вам угощение, мы пока еще
бедные. Потом, когда мы разбогатеем, мы обязательно будем вас поить,
кормить и спать укладывать, прямо здесь. Музыканты, идите сюда, ну что
я тут одна, как пэрст?" Так началась пресс-конференция... Хотя, нет.
Это слишком официально. Здесь гораздо уместней будет употребить слово
"общение". Так вот. Общение Умки с поклонниками, представителями
прессы, и теми, кто просто любит хорошую музыку, началось с этих слов.
Повод посетить в этот вечер "Свалку" был достаточно весомый, с одной
стороны - выход новой пластинки "Рай для инвалидов", с другой стороны -
альбомы у Умки и "Броневичка" выходят в свет с завидной регулярностью,
так что жаловаться почитателям творчества не приходится. Стоит сделать
небольшую оговорку: в вышедшем диске "Рай для инвалидов" - новая песня
одна. Остальные - заново записанные вещи, в основном 80-х годов. "Я
хочу всем рассказать, что я этот альбом со старыми песнями, сделала, не
потому, что у меня новых нет, не потому что меня ностальгия пробила.
Просто наконец-то появилась возможность записать нормально эти старые
песни, которые все знают, и которые мы играем на концертах. Мы просто
записали, а вдруг оказалось, что все вокруг записывают какие-то старые
песни, что это модно сейчас. То есть, это не уступка общественной
моде".
Шум в зале не стихает ни на минуту. "Вы меньше бы галдели и больше спрашивали". Умка
сидит на краю сцены, пытаясь расшевелить публику. Вопросы, сопряженные
с благодарностью за песни, за альбом, и за все то, за что вообще
слушатели могут благодарить артиста, охотнее задают поклонники, чем
журналисты. "Ребята, задайте вопросы музыкантам, почему все я?". Из музыкантов на сцене только Михаил Трофименко. Остальные незаметно растворились в толпе. "У кого еще есть вопросы? Хотите, я вам расскажу что-нибудь?". Умка рассказывает обо всем, о прошедших гастролях:
"Веселей, чем заграницей, происходило на Украине. Таких веселых
гастролей у нас не было давно. Это было что-то невероятное. Вот есть
Севастополь. Сыграть в Севастополе электрический концерт - это подвиг:
там мало электричества, для этого надо весь город поставить на уши.
Зато там есть море, корабли. Ребят, это настоящая "Станция "Пиздец"".
Мы туда часто приезжаем, но играть там было - нечто. А закончили мы эти
украинские гастроли в городе Киеве, где мы играли в огромном зале.
Больше "Точки", наверное, в четыре раза. Это что-то огромнейшее
совершенно. Но он был полный". О шоу-бизнесе: "По-моему, все знают, что это гавно. Я надеюсь, что мы никогда не узнаем чего-то такого, чтобы нас это к чему-то обязало".
О проникновении музыкальных коллективов в ротации радиостанций:
"Дело в том, что есть такой прекрасный глагол "пропихнуть". Я этот
глагол знаю совсем по-другому. Есть другие вещи, которые иногда
"пропихивают", туда, куда они не пропихиваются. Я не хочу, чтобы наши
песни были тем, что куда-то пропихивают. Я не хочу сама пропихивать, и
никого не прошу о том, чтобы их пропихивали. Если кто-то хочет их
принять, то пусть принимает. Ситуация, когда ты вынужден куда-то
пропихивать, означает только то, что тебя там не хотят. Или то, что
место, куда оно пропихивается, для этого не предназначено. Правильно?". О том, почему сама не хочет идти подобным путем: "Я
вообще думаю, что наша загвоздка не в ротации. Наша публика - вот она.
Она без всякой ротации приходит. Без всякой вот этой ротации, когда
берут один хит и начинают его крутить, крутить, пока всех не начинает
тошнить. Правильно же?". О ротации собственной песни "Метроном", которая попала на "Наше радио": "Это
была передача "Оно вам надо?". Вы не знаете что там? И я не знаю. Мне
конечно было бы, как говорится нынче, прикольно. Но я без этого вполне
могу обойтись".
О собственной группе и коммерциализации творчества: "Я
считаю, что мы играем коммерческую музыку. Очень. Настолько
коммерческую... То есть, мы могли бы быть просто невероятно богаты году
так в семьдесят четвертом. Где-нибудь совсем в другом месте. То есть я
играю коммерческую музыку, но не там и не тогда, слава богу. Очень
хорошо быть некоммерческой группой. Это уважаемый статус. То есть, я
Умка, я играю некоммерческую музыку. А то, что это такое? Я, там, Вася
Пупкина, играю коммерческую музыку. Ну и пропихивай ее тогда".
О том, почему "Броневичок" не выпускает синглы: "Синглы - это
ерунда. Вообще сингл, сорокапятка, предназначен для того, чтобы диджеи
на радиостанциях (ребята не кричите, я даже себя не слышу) в пору, так
сказать, виниловых пластинок крутили эти сорокапятки. Больше смысла в
синглах нет никакого. В цифровых синглах вообще нет смысла. То есть,
вы представляете: ты тратишь столько же денег на продукцию каких-то
двух песен, а у нас такое количество песен... Зачем нам синглы? У нас
уже новых песен штук десять, мы ждем не дождемся, как бы записать их
быстрее!" И том, почему среди других музыкальных коллективов это считается модным, и в последнее время широко практикуется: "У них, наверное, песни медленно сочиняются, или плохо как-нибудь".
Весь этот импровизированный диалог с залом постоянно прерывался
просьбами Умки не курить около сцены и общаться с музыкантами, а не
только с ней. Спектр тем, затрагиваемых участниками беседы, охватывал
все, начиная от отношения Умки к мусульманству и камикадзе, до просьб
поклонников подарить "квадратный сантиметр"
платка, который она носила некоторое время назад, когда у нее на голове
не росли волосы. Именно из-за несогласованности происходящего,
отсутствия наигранности, заранее заготовленных вопросов, которые,
порой, не блещут своей новизной, такой пресс-конференции, какой она
бывает у тех самых "Вась Пупкиных", мечтающих о ротациях на
радиостанциях и специализирующихся на выпуске синглов, не получилось. И
хорошо, что так. Часа такого неформального общения оказалось совсем
недостаточно. Тем не менее, пора было начинать концерт. "Вы не забывайте, что там продаются новые диски, чем больше вы их купите, тем сильнее мы разбогатеем".
Несколько минут, и Умка с "Броневичком" на сцене. Здесь хотелось бы
отметить одно из неоспоримых преимуществ работы журналиста: возможность
прослушивать диски задолго до их официального релиза. "Рай для
инвалидов" в течение последних двух недель постоянно крутился в
дисководе, и совсем не потому, что физически не удавалось его оттуда
извлечь, просто не возникало ни малейшего желания это делать. Думаю, о
причинах подобного (надо отметить, весьма распространенного в
определенных кругах явления), необходимости рассказывать нет.
Чудеса звукорежиссуры творились в этот вечер в "Свалке". Вопреки
сложившемуся мнению, согласно которому звук в клубе не то, чтобы очень,
но... В общем, это было нечто из разряда исключений. Умка и
"Броневичок" были на высоте (здесь как раз наоборот - скорее правило,
чем исключение). Воспринимать творчество Умки в прошлый, первый раз,
было немного сложно, непонятно, непривычно. Теперь же, переслушав
всевозможные записи, любезно предоставленные редакцией в личное
пользование (хоть и временное), все было иначе. Знакомые тексты,
знакомая и близкая музыка, выверенная подача. Новые (перезаписанные)
хиты и старые песни. Вместо дисков Умка раздаривает конфеты, свои
песни, свою неисчерпаемую энергетику. НЕ чужая, НЕ звездная, НЕ такая,
как все.
НЕ обычная презентация, надо сказать. НЕ стандартная. Мы привыкли
видеть несколько иную картинку, искаженную пафосом и искусственными
эмоциями. Мы привыкли слушать другую музыку, купленную за деньги и
ежедневно кричащую о своей значимости. Привыкли слышать, а теперь -
прислушайтесь... Юлия Богачева, специально для РокмЬюзик.Ру
На фото: Умка, автор - Светлана Беликова RM2002 |