"Ни в один город мира я
так долго не собиралась", - Умка, она же Аня Герасимова, специально
для того, чтобы понять, где находится Саранск, купила огромную карту
Содружества Независимых Государств. Умка показывает фокус: если карту
сложить, сократив Сибирь, получится новая страна под названием
Содруарств - выехал из Москвы, ночку в плацкарте проехал, хлоп, а тут
тебе уже и Владивосток. Много лет Умка разъезжает с
концертами, ругая организаторов за дорогие билеты и протаскивая
безденежную публику даром: "Я примерно представляю, откуда берутся
дети, но представленья не имею, откуда берутся деньги". Играет
собственные песни на русском языке, музыкальная основа которых скорее
американская - блюз и рок-н-ролл, изредка вспоминая о том, что она -
кандидат филологических наук, специалист по обэриутам,
профессиональный переводчик со знанием пяти языков. Концерт прошел в
национальном театре. Умке все понравилось: и зал, и свет, и звук,
только аллергия у нее на пыль, потому попросила: "Дайте мне ведро и
швабру, я сама сцену протру, мне не в падлу". (Сцену подметала все же
специально обученная бабушка - Умке не доверили). Выступление было из
двух отделений: в первом - старые, многим в зале знакомые песни, во
втором - свежая, для кого-то непривычно жесткая программа: "Поздно
пить таблетки", "Райком закрыт" и прочее в этом роде. В перерыве Умка
пыталась продавать свои диски, едва ли не половину раздарила. Никто не
хотел отпускать ее, и если бы не поезд на Самару, где на следующий
день очередной концерт (потом Волгоград и Астрахань) Аня наверняка
присела бы с нашими гражданами где-либо на лавочке и продолжила
петь. "У вас такая приличная публика, - Умка, когда все завершилось,
делилась впечатлениями. - Дело в том, наверное, что университет
есть. А где нет университета - конкретная хипня и панки приходят, но
это по-своему круто."
Перед концертом мы гуляли по
светотехстроевскому лесу. Умка рассказывала про себя, про свой
"Броневичок", про свое отношение к сегодняшнему состоянию нашей
музыкальной культуры.
"Во всех городах наша публика в принципе
одинаковая: старые umrr> рок-н-рольщики, хипня и продвинутое
студенчество. Занятно было в Питере на фестивале "Окна открой". Мы
как-то привыкли, что питерская публика вся такая навороченная,
суперкультурная, ножом и вилочкой, мы, мол, потомственная
интеллигенция... А тут собрался молодняк, который прется от "Сплина",
"Короля и шута", в крайнем случае от Чижа - главное, чтобы было что-то
раскрученное. Бутусов им: "ходить по воде со мно-ой..." - а
размалеванные пэтэушники скачут, "козу" показывают. Смешно. "Взять"
такую публику ничего не стоило, но нам этого в принципе не надо.
Я-то сама слушаю в основном иностранную музыку, причем старую, 60-х -
70-х годов, или то, что эти люди делают сейчас - Боб Дилан, Игги Поп,
Нил Янг и так далее. Из наших приличными людьми считаю, например,
покойного М Науменко ("Зоопарк"), Михаила Борзыкина ("Телевизор"),
Леню Федорова ("АукцЫон"), Мамонова, Черного Лукича... Егор Летов -
самый гениальный, наверное, был человек в нашем рок-н-ролле... Только
сегодня все это, понимаете ли, "не формат". Лет пять назад произошла
забавная катастрофа: руками практически одного человека все было
перевернуто с ног на голову, и появилось то, что стало называться
"радиоформат". Талантливые музыканты тонут под "Королем и шутом" и
всей этой парашей. Но это же насильственно, скоро поменяется все,
козыревская команда не может не уйти, ими уже все недовольны, и
сверху, и снизу, да и самим им, судя по всему, невыразимо скучно.
Другое дело, что некоторые отличные музыканты просто сами не выдержали
своих режимчиков. Лично мне, к счастью, здоровье не позволяет ни пить,
ни курить, ни торчать... Остается что? - любовь, музыка и
путешествия. Но и разъездами вот такими интенсивными можно себя
запросто довести до нервного срыва. Вот мы ездим, елозим по стране
туда-сюда, я практически больше недели в Москве не задерживаюсь, и мне
кажется - сегодня снова наблюдается какой-то подъем, движение. Пока
Москва с Питером чухаются, периферия организует фестивали, новые
какие-то группы интересные появляются.
Вот ты говоришь -
деньги. Деньги - эквивалент чего угодно, только не качества. В
секонд-хэнде за копейки можно купить офигенную вещь, а в дорогом
бутике за офигенные деньги можно купить полное говно. При том, что нас
не крутят по радио, не показывают по телеку - в Самаре, в
Новосибирске, в Воронеже мы собираем по триста-пятьсот человек, вот
сейчас недавно куча народу собралась в Перми, в Киеве играли в
тысячном зале - главное, чтобы билет был недорогой, и "наша" публика
могла его потянуть. Приятнее всего, конечно, когда вход
свободный. Недавно в рамках хиппового фестиваля был в Москве
бесплатный концерт в "Б2", это центровой клуб, огромный, мы там играли
электричество, на троих - с Радой и Милой Кикиной - так там очередь до
метро стояла. А деньги - ну что деньги? Бывает, мы сами выходим и
добавляем рублей тем, у кого на билет не хватает - это иногда проще,
чем бороться с администрацией клуба, которая не хочет увеличивать
список на входе. Я же вот у тебя, например, не буду запрашивать за
концерт тысячу долларов, я знаю, что у тебя их нет. Нужны деньги - я
в Москве или другом богатом городе сыграю сольник, заработаю на раз
двести баксов. Или просто попрошу друзей, я этим не злоупотребляю, но
есть такие друзья. Многие хорошие вещи, которые у нас есть, получены в
подарок: гитара, например, у Бори - настоящий юбилейный "фендер", или
мишин бас - "гибсон" 66-го года. Можем попросить народ просто
скинуться на запись, на издание очередного альбома. Причем все решаем
сами, без директора, без продюсера, не зависим от фирмы, от чужого
дяди, от конъюнктуры так называемой: сами записываемся, сами издаемся,
сами - в основном - и реализуем диски. На западе давно существует
такая практика, называется DIY - Do It Yourself. Сам знаешь, как
неприятно работать ни для кого, "в стол" - но не менее неприятно
работать "на дядю", который тебе диктует стиль, поведение, вплоть до
ответов на интервью. А потом через пару лет вылетаешь на помойку, все,
ты отработанный материал. Мы же люди взрослые, на дешевые соблазны не
ведемся, ничьих указаний выполнять не будем и поэтому, слава Богу,
никому не нужны - ну, кроме Олега Ковриги ("Отделение Выход"), который
специализируется на малых тиражах своих любимых музыкантов, мы давние
друзья с ним, лет двадцать уже знакомы. А Козырев, говорят, при слове
"Умка" хватается за пистолет - да и Бог с ним... Хотя было несколько
предложений. Один дяденька пришел как-то к нам на сейшен, спрашивает:
"чьи вы?" Я говорю: "ничьи." - "Как это так?" Говорит: давайте я вам
буду туры организовывать, допустим, по 300 долларов за концерт. Я
спросила: а кто будет решать, в каких городах, в каких клубах играть,
почем, когда? Ну, он, конечно, не мы же. Нет, - говорю, - до
свидания. Я сама себе директор". Поздно ночью Умка уехала в Самару:
"Мне очень понравилось у вас, королевский прием. В следующий раз
приеду с "Броневичком" - ищите зал и аппаратуру."
Организаторы говорят великое спасибо директору национального
театра Евгению Пулову, министру культуры РМ Петру Тултаеву,
еженедельнику "Столица С".
Петенька Рукастый (В.Новиков)