Интервью

"Командовать парадом будет кто угодно, кроме меня..."

Анна Герасимова - представительница потомственной московской интеллигенции, кандидат филологических наук, автор диссертации по авангардной поэзии и первого в России перевода романа "Бродяги Дхармы" Джека Керуака. Жена и мать.

Умка - объехавшая полстраны автостопом безбашенная хиппи, одна из самых харизматичных российских рок-н-ролл-вумен, создающая бунтарские песни, полные драйва и иронично-горькой неприкаянности.

В долгой и изнурительной борьбе однозначную победу, на радость музыколюбов и рок-н-роллослушателей, одержала вторая.

Умка, то есть. :-))

Просим любить и жаловать.

ТИПА ПРЕСС-РЕЛИЗА

Самые ранние из исполняемых сегодня песен Умки (Ани Герасимовой)
относятся к 86-87 гг., но только с середины 90-х она выступает с
группой, которая называется "Броневичок". Первое время состав
менялся, пока не устаканился в настоящем виде:

Умка - голос, иногда гитара
Боря Канунников - лидер-гитара
Денис Дудоладов - ритм-гитара
Миша Трофименко - бас
Боря Марков - барабаны
Игорь Ойстрах - гармошка
Паша Фрейчко - клавиши
Маша Рабинович - скрипка

Умка и "Броневичок" много выступали на клубных и концертных площадках Москвы и других городов, неоднократно участвовали в различных фестивалях. По стилю и саунду группа тяготеет к американскому и британскому гитарному року 60-х - 70-х гг., активно экспериментируя с его наследием: от жесткого ритм-энд-блюза до безразмерной психоделии. Среди приоритетов - "Grateful Dead", "Kinks", "Velvet Underground", ранний "Pink Floyd". Полная дискография Умки, включая самоделки и бутлеги, перевалила за три десятка, "официальных" релизов (изданных в основном на "Отделении Выход") - около половины от общего количества. Репертуар полностью состоит из оригинального русскоязычного материала (слова - Умка, музыка - Умка и "Броневичок").

Как ни крути, в нашей отечественной музыке Умка прочно и незыблемо стоит в зелёном уголке хипповской эстетики (не только и не столько регги, дорогие товарищи, а - скорее - тяга к свободе и простоте. Хиппи - они же дети цветов, а не дети травы :)) ). Её песни пели, поют и - совершенно точно - будут петь во всех уголках страны: и стёбную "Я ненавижу девочек", и глючную "Звуки в моей голове", и уже поднадоевшего автору "Раскольникова". И много ещё чего. Искренность - чувствуют. И потом уже не забывают.

УМКА о СЕБЕ:

Часто спрашивают, когда я начала сочинять песни. Я честно отвечаю, что, наверное, с рождения. Вообще, наверное, виноваты мама с папой, у нас в семье считалось нормальным сочинять песни по случаю и без случая, просто от хорошего настроения, и петь их друзьям и знакомым. Кое-что пробовала кропать еще в школьном возрасте, подражая любимым Высоцкому или Окуджаве, но, услышав западный рок, заткнулась: любая музыка, кроме этой, для меня исчезла, а как сочетать такую музыку с русскими словами, было непонятно. На первые опыты такого рода я решилась в 1985 году. С одной стороны, стал поднимать голову пресловутый "русский рок", и многое из того, что пелось со сцены, к моему изумлению, оказалось ниже критики. С другой стороны, "низам", то есть собственно хипповой тусовке, к которой меня всегда тянуло, было практически нечего петь. Это же ненормально! И первую песенку в улично-хипповом жанре я сочинила зимой, по дороге с "Яшки", т.е. тусовки у памятника Свердлову, в очередной раз послушав, как люди пытаются петь самодельные опусы. Она была специально очень простая: "Свобода есть, Свобода есть свобода..." (кстати, перифраз известного лаконичного стишка И. Холина). Уцепилась за эту веревочку и стала в очередной раз выкарабкиваться из цивильной жизни...

"Броневичок" крайне редко появляется в масс-медиа (то тут, то там; как говорит сама Умка: "Порой, с "Броневичком" и без, я появляюсь на радио и ТВ, в газетах и журналах, но это скорее забавно, чем полезно"), и практически совсем не "крутится" на радиостанциях. В ротации "Нашего радио" - "оплоте" отечественной рок-музыки - Умки ни с "Броневичком", ни без Б., нет.

Всё просто. Перефразирую расхожую фразу: "У кого-то есть свобода, у кого-то всё". Чтобы тебя любили масс-медиа, а твою музыку крутили на радиостанциях, нужно слиться с потоком денежного блага. Начать всерьёз играть в шоу-бизнес - по всем правилам. И, как естественное развитие ситуации, навсегда попасть в зависимость от записывающих и аудиовыпускающих компаний. Рано или поздно, начав играть в шоу-бизнес, музыкант забывает, что он хотел играть в музыку - хорошую или плохую, но СВОЮ.

"Броневичок" пошёл совершенно по другому пути. Если до 1998 года Умка вообще не считала себя музыкантом всерьёз, то после записи "Компакта" во мнении поменялась: "...Начала понимать, что такое звук и как с ним работать, и вообще - что я уже давно не филолог, играющий в музыку, что музыка теперь моя профессия, и надо потихонечку учиться этому соответствовать". И вряд ли когда-нибудь придётся Умке по душе третья профессия - профессия торговца. Ведь при грамотном промоушене (читай: вложенных средствах) вся страна - и пьяные нувориши, и девочки на школьных дискотеках, и молодящиеся домохозяйки - распевала бы "Шоу-бизнес, я вам расскажу про шоу-бизнес" или "Я танцую перекати-польку" так же рьяно, как "Вэвэвэ Ленинград", потому что хитовости Умкиным песням не занимать. Не запела страна. И слава Богу, потому как не нужно это ни самой Умке, ни тем, кто слушает и любит ее музыку. А то, что она собирает в Москве битком набитые залы и без "всемогучей радиоподдержки", - только тому иллюстрация. И живёт филолог-музыкант Аня Герасимова, не усложняя жизни - так, как ей хочется и нравится, так, как радует и можется. Всё так же ездит со своими специфическими "мини-гастролями" ("Из Москвы в Нагасаки") по бывшему Эсесеру и зарубежам оного.


УМКА о СЕБЕ

...Питер, Рига, Минск, Свердловск, Тюмень, Киев, Харьков, Ростов, Днепропетровск, Севастополь, Рязань, Воронеж, Астрахань... - я посчитала: на сегодняшний день около сорока разных городов. Вход, как и в Москве, устраивается самый дешевый, плюс море халявы, поэтому мы не самый лакомый кусок для промоутеров. Расписание же весьма напряженное: за неделю в Ростове - пять сейшенов, за неделю в Харькове - семь. За три недели в Израиле - десять... Играли даже в Берлине, Париже и позже в Лондоне - вдвоем с Борей Канунниковым, приблизительно на тех же условиях и с тем же успехом. Концертные записи иногда издаются нами ("Live in Форпост '98", "Live in Факел '99", "ФорпостДва 15 мая 99", "Концерт в СПб Зоопарке '00", "Концерт в к/т "Улан-Батор" '01"), иногда циркулируют на местах помимо нас, а мы и рады...

...К сожалению, далеко не все клубы могут обеспечить то, чего хотелось бы "Броневичку": вкратце - чтобы всем было хорошо, а в частности желательна низкая входная цена, отсутствующая или незаметная охрана, возможность попасть внутрь для тех друзей, у которых (пока что) нет денег. В Москве лучше всего соответствует этим требованиям клуб "Форпост", но, к сожалению, он уже не может вместить всех желающих. В январе 2003 закрылась "Свалка" - надо искать новые площадки, крупные и одновременно демократичные...

12 и 13 декабря Умка снова будет в Екатеринбурге (12 декабря в Молодёжном центре поэзии Умка без Б. с акустикой и 13 декабря в ДК им. Гагарина "Броневичок" полным составом. Более подробную информацию смотрите в разделе "Концерты"). В преддверие своего выступления Умка отвечает на вопросы:

- Сколько альбомов выпустила за время своей культурно-музыкальной деятельности Аня Герасимова вместе с группой? Когда выйдет новый альбом? Будет ли он посвящён отдельно взятой теме или станет разноплановым?

- Не знаю точно, какая у нас статистика, потеряла счет. Штук десять номерных и пятнадцать, если считать концертники и сборники. Новый альбом будет называться "Парк Победы" и должен выйти в январе там же, на "Отделении Выход". Он уже записан, сейчас сводим. Н-ну, насчет отдельно взятой темы не знаю, но поскольку почти все песни новые, то они по настроению в чем-то похожи друг на друга. Не скажу, чтобы это было очень веселое произведение.

- Концерт в Екатеринбурге пройдёт в рамках большого гастрольного тура. Какие города ещё примут "Умку и Броневичок"? Что определяет географическую палитру гастролей?

- Географию гастролей (если это вообще можно так называть, потому что все сплошная самодеятельность) определяет наличие друзей в разных городах, находящихся в одном регионе или по одному ж-д направлению. Мы смотрим на карту, а потом решаем, куда поехать и какие предложения (которыми изобилует моя электронная почта) удобно принять одновременно. Сейчас это будут Казань, Набережные Челны (где пройдет большой рок-фестиваль), Уфа, Челябинск, Новосибирск, Барнаул, Тюмень, ну и, на закуску, Екатеринбург.

- В который раз ты в Екатеринбурге? Как проходили предыдущие выступления и какие впечатления от них остались? Как тебе сам город, екатеринбургские слушатели?

- Честно говоря, даже не помню, сколько раз мы у вас играли. Может, пять. А может, семь. Очень много. Соответственно, можно догадаться, что город и люди нам нравятся. Жаль только, что поломали старый деревянный центр, снесли уникальные дома. В Москве тоже такой вандализм каждый день происходит.

- Кого-то из екатеринбургских музыкантов ты знаешь лично, с кем дружишь?

- Мы дружили с Антоном Стравинским, то есть и сейчас дружим, но он уже в Москве. Еще есть такая девушка Настя Халифаева, мы с ней переписывались, потом познакомились лично и выступали в одном концерте. Дружила я когда-то с Диком, но он помер довольно давно, к сожалению, да и рок-н-ролл был для него скорее образом жизни, чем музыкой. Не знаю, кого еще назвать. Вот тоже из компьютера появился Боря Плотников, молодой гармошечник, как-то джемовал с нами.

(Надо заметить, что Настя Халифаева в составе группы "Намбату" и Боря Плотников в составе группы "Эталобстер" примут участие в электрическом концерте на разогреве у "Броневичка" 13 декабря - прим. авт.)


- Насколько сложно организовывать тур своими силами, без поддержки крупных организаций?

- Совершенно не сложно. Подозреваю, что с крупными организациями гораздо сложнее. Мы сами лучше всего знаем, как нам удобно путешествовать, где спать, есть и т.д., и ни от кого не желаем зависеть.

- В последний приезд концертная программа носила название "Из Москвы в Нагасаки". Носит ли нынешний тур какое-либо название, и какой будет программа концертов на этот раз? Будут ли исполняться абсолютно новые песни, которых екатеринбуржцы ещё не слышали?

- Это ваши организаторы дали программе такое название - из моей песенки "Автостопный блюз", где это в свою очередь цитата из Северянина. Я никак не называю свои "концертные программы" и "туры", по-моему, для андерграунда это совершенно не обязательно. Пусть эстрадные личности придумывают себе каждый раз новые названия, чтобы кого-то заманить. Я думаю, наши друзья придут к нам и без этого. Новые песни, конечно, будут, их довольно много.

- Что ты можешь пожелать тем, кто 12 и 13 декабря придёт на акустический и электрический концерты?

- Ох. Ничего лучше прихода на наш концерт даже и пожелать не могу.

 


Подготовила ТЕТЯ АСЯ,
сотоварищи

Были использованы материалы сайта www.umka.ru


[фото - Евгений Любомудров]

11 декабря 2003 года