Презентация альбома "Умка и Броневичок на студии АнТроп" в "Б2"
Похоже, я заранее знал, что напишу об этом концерте. Белый конь борозды не испортит, верно? Тем более и песни здесь все старые, проверенные. Ставшие ударными номерами концертных программ. Большинство из них уже выходили на студийных альбомах в 1997-1998 годах, но звучали тогда не так, как хотелось Умке. Ну и нам тоже. Хотя нам тогда все равно было. На ставшем уже традиционном "яблоке" изображена картинка так и не унесенного инопланетянами Ромы Фурмана: желтая битловская мясорубка проворачивает психоделический фарш. Обратный процесс, говорят, невозможен. Правильно говорят, кстати, история - штука стремная.
Чем "штуку стремную" можно превозмочь, вам должно быть хорошо известно. Впрочем, судя по реакции зала на "Thinking Provocation", известно это далеко не всем, а те, кому известно, вида не показывают и правильно делают. Умкины тексты вещь вообще неоднозначная - трактуй как хочешь. Взять хотя бы собаку, которая в свете желтых фонарей носит в себе ветер. Лично мне очевидно, что речь идет о кишечных газах, однако кого бы я об этой строчке не спросил, все со мной не соглашаются и несут глубокомысленную околесицу, апеллируя - о боже! - к БГ и эзотерике. Бедные несчастные уродцы...
Впрочем, в этом вся Умка. Ее песни можно интерпретировать как угодно. Лучшие из них не просто отражают обе стороны того или иного явления, но делают это так, что понять, где какая сторона, становится практически невозможно. Лучшие ее песни почти свободны от суждений. Обычная констатация необычных фактов - участие автора заканчивается на их подборе и согласовании. Комичные, ироничные и несерьезные одновременно - когда Умка говорит, что ненавидит девочек, "девочки" в это, разумеется, не верят - очень уж по-доброму их ненавидят. Да и не ненавидят вовсе, скорее, просто относятся индифферентно. Есть, конечно, и довольно серьезные песни-суждения. Придумать что-то серьезней "Где Я Теперь?" и "Свобода Вышла Боком" сложно. Написанные об одном и том же, они подходят к вопросу с диаметрально противоположных позиций. Нет, не так. Написаны в диаметрально противоположных настроениях. Одна - апофеоз отчаяния, вторая - покоя. И то, и другое неизменно сопутствует свободе. Глуп тот, кто ищет в ней только покой и радость. Так не бывает, никогда. Глуп и тот, кто видит в свободе только отчаяние и боль. Так тоже никогда не бывает.
Первое отделение концерта, если можно так выразится, полностью повторяло программу альбома. Пластинка получилась более ритм-н-блюзовой, предсказуемой и мягкой, нежели предыдущая, почти панковская, "Парк Победы", что, разумеется, как недостаток рассматриваться не может. Со сцены все звучит гораздо тяжелее и интереснее, что и неудивительно - "Броневичок" вообще группа сугубо концертная, перенести кураж и драйв на пленку ей удается крайне редко. На чем основано данное утверждение? На посещении огромного количества концертов и знании практически всего студийного материала. Второе отделение состояло из совместного джема "Умки и Броневичка" и "Рады и Терновника", небольшого выступления "Терновника" самого по себе и длинной программы, составленной из песен с практически всех студийных альбомов "Броневичка".
Закончился концерт редкой, но замечательной песней "Своим Чередом". Есть у Ани такая категория песен, которые не исполняются на концертах в силу субъективных причин или по недоразумению ("Раскольников" не в счет, здесь все ясно - не исполняется, поскольку хит): "На Черном Фоне", "От Фонаря", "Ripple" и множество других. "Своим Чередом" - из их числа.
После концерта я стоял у входа в метро и, обескураженный ситуацией (иду из "Б2", а метро не закрывается) курил. Ко мне подошла женщина и сказала, что восхищена. "Чем?" - удивился я. "Тем, как Вы Умку слушали, как будто в оперу пришли". Спасибо, конечно, но моей заслуги в этом нет. По-другому я не умею.
Денис Алексеев, специально для РокмЬюзик.Ру
На фото: Умка, автор - Светлана Беликова