"Не могу сидеть на месте"
текст: Олеся Горюк
20.11.2007
С большим трудом я нашла "Джетро-клуб", обретший приют под вывеской "Кафе Восток". Захожу, и тут взгляд мой падает на женщину в глубине зала.
Миниатюрная, одета в черт-те что, волосы, как мне показалось, не первой свежести, расставляет стулья. Неужели это Умка? Очевидно, она
заметила мой изумленный взгляд.
- Чего ты на меня так смотришь? Сейчас состроим гитары и будем общаться.
Когда мы сели за столик, я рассмотрела ее получше. Аня, как оказалось, очень симпатичная, обаятельная. Одета хоть и просто, но стильно,
со вкусом. Покоряет своей доброжелательностью и открытостью.
- В Челябинске вы не первый раз. Что запомнилось?
- Очень смешной был концерт в педуниверситете. Ребята устроили мое выступление, не выходя на какие бы то ни было организующие структуры.
Просто пришли, сели в аудиторию. Я сначала тоже уселась, потом поняла, что аудитория полная, поставила стул на парту и на обычной гитаре
играла. Очень было душевно.
- В "Истории Умки, рассказанной ею самой" вы написали, что в 1983 году рок-н-ролл накрыл вас с головой. Как это произошло?
- Просто я стала сама играть и петь. И не только для себя, а для большого количества друзей.
- Как в вас вошла рок-культура?
- А она была с самого начала. Как только я стала самостоятельным человеком.
- Тогда же был дефицит информации.
- Ни фига себе! Мы слушали рок-н-ролл с конца 70-х. Как только у меня голова появилась на плечах, так я стала слушать. Кроме того,
вы все-таки не забывайте, что я жила в Москве. Там пластинки были, обменники - только бери. Всегда была информация о музыке.
- Раньше ваша группа называлась "Броневичек", а сейчас "Броневик". С чем это связано?
- С растолстением нашим, наращиванием брони. Мы здоровые ребята стали в смысле звука.
- Почему на гастроли вы ездите исключительно на поездах?
- На самолете летать очень неудобно. Полдня сидишь в аэропорту, потом летишь, а у меня проблемы с давлением, и голова болит несколько
дней. Самый лучший вид транспорта - плацкартный вагон. Надо сказать, в последнее время наши железные дороги сильно выросли: влажные
простыни уже не дают.
- Пол-жизни в поездах?
- Много было разных смешных случаев. Однажды в поезде Москва-Питер мы ехали с полным вагоном лесбиянок, которые отправлялись на
концерт Земфиры и "Ночных снайперов". Это был кошмар! Они всю ночь прыгали, скакали, пили виски с пепси-колой. Некоторые из них
меня узнали, подходили, предлагали пива.
- Как вы относитесь к представителям нетрадиционных меньшинств?
- Легкий негатив, знаете ли, есть. Что касается лесбиянок, я в последнее время смягчилась. Может быть, они исправятся когда-нибудь?
Лишь бы не приставали ко мне.
- Бывали случаи?
- Безусловно. Однажды в Барнауле стайка малолетних девочек поволокла меня куда-то. Если бы не гитарист Боря Канунников, неизвестно,
чем бы все это кончилось. Я им говорю: "Девочки, я мальчиков люблю!" "А мы, - говорят, - как раз мальчики". Тоже мне, мальчики!
Мне кажется, многие девчонки из-за моды на лесбиянство упускают интересные шансы в своей жизни. Я не имею в виду банальные буржуазные
ценности, типа выйти замуж, родить ребенка. Весь мир строится на борьбе и любви двух начал, мужского и женского. Если сознательно от
этого отказаться, теряешь очень многое. Бывает, девочка чувствует, что не очень нравится мальчикам. Или что у нее много мужских черт
в характере. Ну и что с того, в моей натуре тоже очень много мужского. Но это не значит, что женщина не может испытать самое главное
притяжение-отталкивание, которое существует на Земле. А лесбиянки от этого сознательно отказываются, выбирая какие-то простые варианты
физического и морального удовлетворения.
- Любимое место, кроме дома, где вам хорошо?
- Дело в том, что у меня с домом-то пока не все понятно. Уже очень давно нет такого места, которое я бы могла назвать домом, и, наверное,
его не будет никогда. Мы частично живем в Севастополе, частично в Москве.
- Это сознательный отказ от оседлости?
- Думаю, да. Если бы я с самого начала считала дом одной из абсолютных ценностей, наверное, раньше бы позаботилась о том, чтобы он у меня
был. Иногда залезаю на верхнюю полку в плацкартном вагоне - вот уже и дом для меня.
- Маша Арбатова в своих мемуарах писала о московской тусовке. У вас, как мне кажется, получилось бы ничуть не хуже.
- У меня, видите ли, проблема. Сверху 46-й размер, снизу 44-й, переходящий в 42-й. Мне практически не на чем сидеть, у меня очень маленькая
задница. И поэтому я не могу сесть увесисто, как некоторые люди, и писать. Если бы я могла писать стоя - но у меня болят ноги. Вот дневник
приноровилась писать, лежа в поезде. Но я еле-еле успеваю зафиксировать, что произошло со мной вчера. А иногда еле успеваю черкнуть, что
произошло месяц назад. А вы говорите - воспоминания! У меня дневников вагон и маленькая тележка. Когда со мной перестанет происходить все
интересное, я их издам.
- Как же вы переводили с английского целые романы?
- Ой-таки с трудом, я вам скажу! Частично в метро, прислонившись к стенке. Пока я, не дай Господь, не поврежу себе нижнюю конечность, не
могу усадить себя ни за какую литературную работу. "Биг Сур" Керуака я доделала, потому что мне на ногу упала крышка от люка мусоропровода.
А диссертацию дописала, потому что сломала палец на ноге.
- Что вас может вывести из себя?
- Панибратство и идиотизм. Еще не нравится физическая агрессивность, а ментальная агрессивность мне импонирует.
- Какие из киноновинок смотрели?
- С этим у меня плохо. Как мне трудно на месте сидеть, так же трудно смотреть в одну точку. Если меня приковать к креслу наручниками и
поместить одну в кинозал, тогда я смогу посмотреть фильм.
- А как у вас происходит подпитка информацией, впечатлениями?
- От жизни. Мы гастролируем, движемся, и мне кажется, что с нами происходит раз в десять больше событий, чем с теми, кто живет дома,
воспитывает детей, ходит изо дня в день на работу. И у нас есть своя рутина - поезд, клуб, но люди-то все равно разные.
- От обилия впечатлений тоже наступает усталость.
- В такие моменты мы едем в Севастополь, падаем на пляж и лежим некоторое время. Или в гору куда-нибудь залезем, сидим там под кусточком.
- Кого из исполнителей слушаете чаще всего?
- Игги Попа по вечерам и Джи-Джи Кейла по утрам.
- А вот к нам приезжали Дио, "Назарет", "Урия Хип". Поют то же, что и 30 лет назад.
- Очень хорошо, что не сочиняют новых плохих песен, если есть старые хорошие.
- Но ведь признак настоящего художника - постоянное развитие.
- Не знаю, насколько Дио можно назвать настоящим художником. Это индустрия развлечений. От чего народ прется, то он и поет. И хорошо, отлично,
молодец! А люди бывают разные. Есть те, кто не хочет петь старые песни. Им кричат: "Давай "Лестницу в небо"!" А Роберт Плант говорит:
"Именно "Лестницу в небо" я не буду петь". И Маккартни, кстати, "Yesterday" не поет.
- А вам какая точка зрения ближе?
- Некоторые мои старые песни меня подпитывают. А некоторые я не могу не то что петь, а даже слушать.
- Если бы вы были начинающим исполнителем, с кем из известных музыкантов хотели бы выступить?
- Я никогда не была начинающим исполнителем. Петь песни стала уже взрослой девушкой. А выступать на сцене начала совершенно взрослой тетенькой.
Первый концерт дала в 35 лет. Мои песни к тому времени везде знали и пели, потому что они ползали по Союзу в виде кассет и виниловых пластинок.
- То есть у вас ренессанс произошел, когда вышли на сцену.
- Это называется камбэк. Просто мне надоело заниматься литературой и захотелось снова окунуться в рок-н-ролл, испробовать себя не в кухонном
варианте, а со сцены, чтобы все было, как у людей. Оказалось, у нас получается лучше, чем у людей.
- Но вы появились, когда культура хиппи уходила.
- Я вообще против объединения людей по таким признакам. Какая хиппи-культура? Она и не приходила никогда в эту страну. Есть отдельные люди,
которые во что-то врубаются, они разных возрастов. Среди них есть волосатые и не очень, с фенечками и без. А есть волосатые люди в фенечках,
которые на "Фабрике звезд" поют.
- А вы против "Фабрики звезд"?
- Вообще бы запретила всю эту чепуху.
- Важно ли вам, что носить, и как вы пополняете гардероб?
- Для меня имеет большое значение, что на мне. Гардероб пополняю случайным образом, заходя в секонд-хэнд. Сейчас я мало что покупаю, потому
что уже накопилось много одежды, и все, что мне бы хотелось, у меня уже есть. Новые вещи я категорически не умею покупать - только белье и
ботинки.
- А сами шьете?
- Умею шить, но не умею кроить. Могу ставить художественные заплатки, вон они на моем гитарном чехле, я его сшила сама. На руках отлично шью,
могу куклу сделать, зверя. А чтобы изготовить хорошую одежду - нужно знать законы строения человеческой фигуры. Меня бабушка этому не успела
научить.
- Литинститутское прошлое помогает или мешает писать песни?
- Помогает. Я могу сочинить стихи на любой случай, не задаваясь вопросом, как это сделать. Главное - знать, что делать. Когда "как" и "что"
соединяются, получается художественный результат.
Умка (настоящее имя Анна Герасимова) родилась 19 апреля 1961 года в Москве. Закончила Литературный институт имени Горького с красным дипломом.
В 1989 году защитила кандидатскую диссертацию по теме "Проблема смешного в творчестве обэриутов". Прозвище "Умка" получила за большой ум.
Большим событием в своей жизни считает поездку автостопом в Среднюю Азию. Была замужем. В 1994 году перевела знаменитые романы Джека Керуака
"Бродяги Дхармы" и "Биг Сур". С 2000 году выступает с группой "Броневик".
http://www.aloepole.ru/root/sites/site/articles/1111406735/a-1195533408