Сначала была такая певица Умка. Анна Герасимова, если по паспорту. Автор-исполнитель с гитарой и молодым звонким голосом. Потом вокруг нее стали собираться люди, и в результате получилась группа «Умка и Броневичок». Еще попозже коллектив повзрослел, вырос и стал называться «Умка и Броневик». А 23-го мая «Броневик» докатился до Киева и отыграл за всю танковую дивизию.
Концерт начался с традиционных «горячих пирожков». Это такая смесь распродажи и автограф-сессии, когда Умка сама продает и раздает диски, книги и разные бумажные штуки, вроде круглых календарей и разноцветных рыбок. Все происходит по абсолютно нерыночным правилам: «цена каждого предмета десять или пятнадцать гривен, в зависимости от того, сколько денег у вас есть». При этом, даже если не хочется ничего покупать, все равно приятно слышать знакомый голос за пол часа до выступления. Он звучит как гарантия того, что для собственного концерта уже все готово, не будет никаких задержек, проволочек, организационных заминок. Все будет на уровне.
Ровно в десять часов Умка со сцены поздоровалась с залом, сказала, что всех нас любит, похвалила свет: «если оно будет так мигать, у меня может случиться гипертонический криз», и предложила посмотреть короткий фильм об истории группы. Было, конечно, интересно, но фильм был короткий, с плохим звуком и совершенно не вязался с настроением вечера. При этом не было времени на то, чтобы задавать вопросы по фильму, а очень хотелось узнать, кто эти люди, когда, где и как оно было тогда. Ну и действительно, «Умка и Броневик» - это всегда сегодняшний день, достаточно послушать концертные записи за несколько разных лет, чтобы понять: ностальгические настроения – совсем не то, чем живет группа. Как поет сама Умка: «наш поезд ушел, а ихний остался стоять». А пересчет шпал – процесс долгий, вдумчивый и требующий соответствующего настроения.
Исторический экскурс шел двадцать минут, после чего начался собственно концерт. И первая же песня закономерно ударила контрастом. Двадцать первый век наступил и «Броневик» прочно занял в нем свою боевую позицию.
Отдельно следует публично поблагодарить звукорежиссера за звук. «Арт-клуб 44» вообще сложное для озвучивания место, а на сцене была не та группа, которая станет беспокоиться об избыточном звуковом давлении. Когда во время исполнения песни «У. Е.» Умка исполнила собственно «У-у. Е-е!», ближние ряды, как в балете, синхронным движением прикрыли уши. Конечно, на любом концерте будут люди, недовольные звуком, но то, что и голос и все инструменты весь концерт прекрасно читались, - несомненное свидетельство высокого профессионализма человека за пультом.
Концерт открывали знакомые рок-н-рольные вещи, такие как «Рай для инвалидов» и «Командовать парадом». Несмотря на то, что последний альбом писался без губной гармошки, для таких вещей этот инструмент жизненно необходим. Гармошкой заведовал Игорь Ойстрах. Он весь концерт то появлялся на сцене, то исчезал, но появлялся всегда вместе с драйвом и неизменно отличным звуком.
Из старых песен звучали еще «Автостопный блюз», «Стеклянная рыбка», «Я ненавижу девочек» разрывного действия и «Низкий старт» повышенной проникающей способности. Благодаря грамотной подаче, все эти многократно слушанные вещи совсем не казались затертыми и уж тем более запылившимися.
Как всегда порадовали песни с вавилонских фронтов. «У. Е.», «Про быков» и «Шоу бизнес» со вступлением a la русский рок. А еще философская «600» с великолепным гитарным соло Бори Канунникова, психоделическая «Станция „Пиздец“», диско-реминисценция «Без охраны». Все было подано сильно, живо и энергично. Если кто-то ожидал стареющих хиппи с музыкой из середины шестидесятых, то напрасно. Вершиной драйва за весь вечер стала мужская песня с неприличным названием, а барабанная кода Бори Маркова в «Сибири» на секунду напомнила о другой танковой дивизии шипасто-рычащего товарища Мардука.
Завершила концерт песня с оптимистическим названием «Не волнуйся, мама» и не менее жизнеутверждающим продолжением рефрена «ничего не будет хорошо». После чего Умка напомнила, что вот-вот закроется метро, но почему-то это мало кого заставило уйти. Пришлось сыграть еще одну песню на бис. «Музыкант никому ничего не должен» в необычной аранжировке, с оригинальными бек-вокальными вставками Миши Трофименко. Этот человек весь концерт смотрел на гриф своего баса, прерываясь только для бек-вокала, и методично сплетал ноты в басовые линии, всегда точные и незаменимые.
После самой последней песни музыканты вышли на авансцену и поклонились публике, после чего только зал понял намек и вместо «Е-ще! Е-ще!» стал скандировать: «Спа-си-бо! Спа-си-бо!»
Еще какое-то время Умка оставалась в клубе. Как она сказала: «подходите ближе, будем дружить». Желающие могли пообщаться, купить полную версию фильма, единственное, что не могли сделать желающие, это закурить. На все время концерта курение в зале было настоятельно нежелательным.
В целом, концерт удался. Даже несмотря на довольно высокие цены билетов, в зале было довольно тесно, а аплодисменты по силе не уступали звукоусилительной аппаратуре. Умка говорит: «Киев – это один из наших самых любимых городов», и благодарный Киев отвечает ей взаимностью.
Александр Каленюк
rock.kiev.ua