Умка: «Думаю, нам в Херсонесе было поуютнее, чем «Пинк флойду» в Помпеях»

    07-09-2009 11:38
    Концерт популярной российской хиппи-группы «Умка и броневик», сыгранный в минувший уик-энд в Античном театре Херсонеса, без преувеличения, уже стал одним из выдающихся событий культурной жизни Севастополя за последние годы. Даже на фоне усилившейся в последнее время фестивальной активности города-героя, концерту московских хиппарей не суждено затеряться среди многочисленных концертов, фестивалей, акций, выставок и визитов знаменитостей. Это был, как принято говорить, полный эксклюзив. Во всяком случае, такого концерта, который на развалинах Херсонеса выдали «Умка и броневик», не припомнят ни старожилы древней земли «Крымской Эллады», ни скрупулезные ботаники-меломаны, до сих пор не скрывающие удивления и восхищения смелостью руководства национального заповедника «Херсонес Таврический», пошедшего навстречу рок-музыкантам.    

    Можно допустить, что при просмотре видео концерта «Умки и броневика» в Херсонесе московские коллеги квартета будут завидовать группе, что называется, «белой завистью»: сыграть блюз и психоделический рок под открытым небом на фоне древнегреческих руин ─ такое дорогого стоит для любого серьезного музыканта. И может именно потому, что за 20 лет творческой деятельности «Умка и броневик» никогда не были уличены в «минимальной сумме», с которой у российских псевдо-звезд и начинаются какие-либо переговоры о концертах, сам Зевс позаботился о «неформатном», но талантливом хиппи-коллективе, довольствующимся минимальным заработком, скажем, на билеты на поезд.

    Эта дистанция между творчеством и «минимумом денег», необходимых для этого же творчества, у «Умки и броневика» просто удивляет: неужели сегодня такое возможно? В голову сразу приходит цитата тридцатилетней давности актера Ливанова из «Шерлока Холмса». Он сказал что-то вроде: «Мы с Ватсоном довольствуемся малым. Что нам нужно ─ кусочек свежего хлеба, белый воротничок». Это и про «Умку и броневика» тоже, но уже в 2009-м.

    …Они вышли на арену Античного театра в «цветастых» рубашках с «фосфорными» рисунками эпохи 60-70-х. Начали с собственных хитов: их подпевал весь ─ заполненный до отказа ─ амфитеатр. Под рок-энд-роллы толпа повалила прямо «на пятак» перед музыкантами. Интересно, что Умка (Анна Герасимова) сама пригласила «к прямому общению», но потом, похоже, пожалела: подвыпивший народ бесился так, что чуть было не снес микрофонную стойку. Обошлось…

    Чтоб успокоить заведенную толпу, Умка вовремя переходила на медленные вещи. Их было не много, но они были… трогательные. Чего только стоит припев «Не гляди назад» из песни «600». Эта вещь так и просится, чтобы ее спели на английском.

    К удивленью многих зрителей, и прежде всего тех, кто знал репертуар наизусть, вторая часть концерта прошла в блюзовом и психоделическом ключе. Как следствие,  знатоки подпевать почти перестали, зато начали… медитировать ─ кто стоя, а кто прямо сидя у звуковых порталов. И пошло: она за одной ─ блюз, мейнстрим, психоделия. Апофеозом сета стала 12-минутная психоделическая импровизация с «ухающим» басом Михаила Трофименко, «плачущей» гитарой Бориса Канунникова, «заафриканенной» «тамтамистой» ритмикой барабанщика Бориса Маркова и в прямом смысле воющей на луну Умкой. Можно с уверенностью сказать, что для 90% зрителей слушать такое было ново. Но не их вина в том, что они были на концерте «Умки и броневика» в 2009-м, а не на концерте титанов психоделии Grateful Dead где-нибудь в 1972-м.

    А еще, глядя на это выступление в Херсонесе, музыковеды припомнили «Концерт в Помпеях» 1971 года британской группы Pink Floyd. Там тоже был греческий амфитеатр. И тоже звучала «клешевая» музыка для длинноволосых парней и девушек.  

    Интересно, что в Херсонесе был, что называется, и стар, и млад, и с сединой, и с дредами. Довольными с концерта ушли все.

    После завершения двухчасового действа корреспондент «Нового Севастополя» в коротком блице расспросил Умку о концерте и о дальнейших планах коллектива.

    ─ Мы давно хотели здесь выступить, ─ сказала Умка. ─ Это древняя площадка, одно из самых красивых мест Севастополя. Это тебе не Красная площадь, а настоящее, нетронутое урбанизацией, старинное место. И никого тебе исполкома рядом…

    Умка рассказала также, что в конце сентября группа едет в Польшу, потом в США.

    ─ Дело в том, то в Штатах этой весной мы записали виниловую пластинку. Нам помог выходец из Советского союза. Мы ее должны там обкатать, ─ сказала лидер группы. ─ Вообще этот год для группы очень и очень удачный: виниловую пластинку за океаном записать ─ пожалуйста, сыграть на Херсонесе ─ пожалуйста. Я даже не знаю, чтоб еще захотеть…

    Что касается Польши, то там, по словам лидера группы, все просто.

    ─ Мы выступали на фестивале «Пустые холмы», ─ пояснила Умка. ─ Там были поляки, и они пригласили нас сыграть в Польше. Это будут и клубные выступления, и сет на одном из фестивалей. Сейчас вот визами занимаемся…

    Предпоследний вопрос блица касался приверженности коллектива «старой» музыке времен Вудстока, а также сравнения «херсонесского» концерта с концертом Pink Floyd в Помпеях.  

    ─ Играем обычный рок: какой всегда хотели слушать, такой и играем. Думаю, нам в Херсонесе было поуютнее, чем «Пинк флойду» в Помпеях, ─ заметила Умка. ─ Я не думаю, что мы сильно удивили зрителей. Разве можно удивить человека, который живет на берегу моря, и это море каждый день ─ разное...

    Не удержавшись, в самом конце блица, журналист «Нового Севастополя» таки спросил Умку, мол, тяжело ли заработать на «неформатной» музыке? На что Умка по-философски заметила: «Большие деньги далеко не всегда украшают жизнь».

    Наверное, нужно действительно быть хиппи, хотя бы в душе, чтобы в 2009-м при немалых возможностях так просто игнорировать искушения алчной современности.





























    Александр Пархоменко, «Новый Севастополь»
    Фото автора