Итак, третий и последний день «Фестиваля друзей Экклезиаста» мы пропустить тоже не могли. Встречаемся в назначенное время в назначенном месте — в центре «Экклезиаст». Приходим почти за час до начала, зная, что мест мало, а людей сегодня придёт много. Если заявленных в программе Ольгу Чикину и Дмитрия Дуброва липецкая публика уже слышала, то легендарная Умка приехала в Липецк в первый раз.
Мы успеваем занять свободные места, пока народу немного, но люди стремительно прибывают, спешат с работы, из институтов. Пока все рассаживаются, приносят стулья, вешают куртки, развлекать пришедших берётся Владимир Кожекин со своей губной гармошкой. «У губной гармошки каждый звук — русский народный», — говорит музыкант и в подтверждение играет народные мотивы. Потом, погружая нас в историю, он превращается то в разошедшегося в пляске немца, то в тёмнокожего джазовика-импровизатора, у которого не хватило денег на саксофон и пришлось играть на гармошке. «Обязательно купите губную гармошку своим детям! И себе тоже купите!», — настоятельно советует Владимир, и по его воодушевлению видно, что с губной гармошкой жизнь и правда хороша.
Знаете, бывает, на больших концертах кто-нибудь минут 40 играет на разогреве, а публика так и остаётся вялой. А тут вышел Кожекин, наиграл пару мелодий на гармошке, рассказал про историю этого инструмента, и все тут же пришли в радостно-восторженнное состояние и с удовольствием подхватили затею Владимира разыграть первого исполнителя вечера — Дмитрия Мулыгина. Когда музыкант зайдёт в зал, все должны замолчать, а потом по знаку закричать: «Ура!». И молодёжь, и даже люди зрелого возраста веселятся от этой затеи как дети. А уж как веселятся сами дети!
Когда вышел петь Дмитрий Мулыгин, народ ещё прибывал. Среда, рабочий день, и не все работодатели ценят в своих подчинённых любовь к хорошей музыке. Центр «Экклезиаст» занимает небольшую комнату, явно не рассчитанную на концерты таких знаменитостей. Однако в данном случае это является скорее плюсом, чем минусом. Как говорится, в тесноте, да не в обиде. Такая обстановка делает концерт более уютным, слушатели сидят вместе с музыкантами, музыканты вместе со слушателями. Вот уже закончились стулья и лавки, и в ход пошёл ковёр, который положили прямо у ног выступающих. Юноши и девушки ничуть не смущаются такому повороту событий.
Многие из вновь прибывших сразу же обращают внимание на женщину, сидящую в первом ряду с гитарой в руках. Ну конечно, это Умка! Сама Умка! Как можно её не узнать?! Умка — творческий псевдоним Анны Герасимовой, легендарной, удивительной и самобытной певицы из Москвы, иконы советских хиппи, филолога и переводчика по образованию и музыканта по призванию. Умка скромно и тихо сидит в зале, пока не приходит её черёд выступать. Знаете, как бывает? Куча концертов, гонорары, звёздная болезнь… Так вот, это всё не про неё. Про неё — это простота и душевность. Про неё — это автостоп и свобода. Про неё — это море драйва, отрыва наперевес с красивой лирикой и звонким голосом. Она не будет напрягать вас официальными обращениями и шаблонными фразами, она будет говорить с вами как со своими. Она знает, что все в мире — свои и что «ничего страшного нет». Я не в курсе, как это — «тусить на стриту» и «на флэту», у меня нет богатого опыта автостопа, я не «зависала» в 80-х на «Яшке» и «в сквотах». Меня тогда просто не было. Но по песням Умки легко и просто представить все эти реалии прошлого, а главное, почувствовать настроение того времени и состояние андеграундной молодёжи тех времен.
Да и дело-то совсем не во временах. Свобода — это то, что в тебе. Умка — воплощённая свобода.
Аня, как и обещала, поёт лучшее: «Автостопный блюз», «Не волнуйся, мама», «Раскольников», «Люди прошлого века» и, конечно, «Ничего страшного нет».
Разговор с Умкой о свободе
— Я поражена количеством народа и качеством. Почему должно было смутить? Наоборот, приятно. Места должны быть разные, и люди должны быть разные. Меня поразил отец Димитрий и его семья, друзья. Мы раньше знакомы не были. Вообще, мы с ним сегодня много разговаривали насчёт всего, что происходит. Почему то, что раньше считалось неотъемлемой частью самосознания приличного человека, сегодня является неприличным, и почему думающие люди начинают сомневаться, стоит ли идти в церковь.
— Я считаю, что это просто часть агрессивного воздействия, промывания мозгов, откуда оно исходит, я сейчас не буду распространяться. Но иметь к нему отношения не хочется.
— Я не такого высокого мнения о своём предназначении. Но если у кого-то мозги заработают в результате, то это будет хорошо.
— Я совсем не хочу быть актуальной, мне не интересно. Вещи, которые привязаны к какому-то времени, мне неинтересны. Мне не хотелось быть привязанной ко времени, к системе власти… Я выросла в сознании того, что политика — это паскудство.
— Меня никогда не разрешали. Что значит, «запрещали»? Я не лезла никогда туда, где меня можно запретить. Я известна узкому кругу лиц, я локальное явление.
— По мне, это когда не пристают и всегда есть возможность свалить.
— У меня никогда не бывает совместных проектов. Я одиночка. Максимум того, что я хочу или могу — это моя группа. Часто выступаю одна, потому что это не накладно. Ведь не всегда могут предоставить хороший зал, аппаратуру, оплатить билеты. Хотя мы никогда большие гонорары не просим.
— Очень.
— Это же взаимный обмен, я вам, вы мне. Когда выступаю в новых городах, то сначала не смотрю на публику, а потом начинаю чувствовать тепло, глаза подняла — ого, есть контакт.
— Никогда не волнуюсь. Только иногда, когда я знаю, что нас мучить будут, что будет плохой аппарат, трудно будет курение запретить в зале. Вот тогда я волнуюсь как директор своей группы. А когда я одна, что мне волноваться?
— На меня приходит только целевая аудитория. У меня нет директора, который бы возил меня по городам, и тогда есть вероятность того, что придут люди, которые не соображают, на кого они пришли.
— Мне недавно напомнили формулировку «благородная часть молодёжи». Ну, в общем, я всегда говорю, что это люди, которые умеют и оторваться, и послушать, и понять. Иногда я не просто пою, но ещё и читаю стишки. В обычной литературной аудитории слушают просто, ну, иногда похлопают. А наши сразу понимают, где смешно, где страшно, у них глаза… У них глаза! Я вот иногда захожу в поезд, прохожу, смотрю на людей — ага, наверняка это вот знакомые ребята. Прохожу, сажусь на свое место, через полчаса ко мне подходят: «А вы Аня Герасимова?». Они не то чтобы отличаются, их просто легко узнать.
— Очень приятно и очень хорошо. И такой народ приятный собрался, и все выступающие такие хорошие. Очень приятно.
После Умки на сцену вышел Дмитрий Дубров, лидер группы «Лихолесье». Он уже не первый раз выступает в Липецке, и каждый раз радует своих слушателей новым подходом к представлению своего творчества. На этом концерте он решил сыграть на гитаре под электрическую минусовку, что сразу же придало его песням совсем другое звучание. Не забыл Дмитрий вспомнить и своего друга, музыканта, недавно ушедшего Вадима Кузьмина. Дмитрий Дубров сыграл одну из самых светлых песен Вадима — «Навсегда».
Навсегда! Солнце в небе — это навсегда! Мы с тобою — это навсегда! Ты не бойся, это навсегда!
Впечатления от Экклфеста от Дмитрия Дуброва
— Хорошее. Мне очень нравится то, что здесь собрались, на мой взгляд, одни из самых лучших современных авторов нашей страны.
— Я не встречал ещё фестивалей, которые бы организовывала Русская православная церковь. Всё зависит от людей, которым интересно это развивать. В Липецке этим занимается отец Димитрий Струев, за что ему огромное спасибо.
— Во-первых, я сам православный человек, во-вторых, в Липецке у меня много друзей, а в-третьих, тут играют замечательные люди. Словом, всё классно!
Сразу после Дмитрия вышла ещё одна любимица липецкой публики — Ольга Чикина. Ольга — постоянный гость «Фестиваля друзей Экклезиаста», её здесь всегда любят и ждут. Всё её творчество, да и её саму можно кратко охарактеризовать двумя словами: необычно и необыкновенно. Смесь русских народных напевов, православных мотивов, мифологических образов, женской лирики и необычной подачи. В случае с Ольгой то, что она поёт важно настолько же, насколько и то, как она поёт. Её песни невозможно отнести к какому-то определённому жанру. Её песни настолько же серьёзны, насколько и полны милой иронии. Музыкальный рассказ про чудесное исцеление мужчины иконой Николая Чудотворца преподносится акапелла в разговорно-шутливом жанре. А потом лирический герой Ольги просит у Бога умереть под «Металлику». И в конце прекрасная гостья исполняет удивительную по красоте, проникновенности и лиричности песню, посвящённую … её коту. И всё это ничуть не дерзко и не глупо, а наоборот, близко и мило.
Ольга Чикина рассказала как завсегдатай «Экклфестов», какой же из всех прошедших фестивалей лучше
— Я могу сказать так: я сюда ехала два дня из Мурманска на поезде, потом на автобусе… Вообще я живу в Рязани, поэтому могла бы приехать на концерт на автобусе, а потом быстро свалить после концерта, но, поскольку этот фестиваль особый, я приезжаю сюда четвертый год. Для меня он родной. Тут собираются люди, которых я очень хочу видеть всегда. Для меня это не только культура, но и возможность послушать людей, которых слушают в другом месте за большие деньги.
— По моим ощущениям, этот фестиваль самый сильный из всех. По общей энергетике — это в воздухе носится. Состав такой, что вообще придраться невозможно. Я вчера наблюдала концерт, зал… Да, я помню фестивали, но я не помню общей атмосферы такой. Так сложилось, что в этот раз все были готовы отдавать…
— Мне нравится здесь, здесь люди ближе. Сложно говорить, где лучше, где хуже, это просто разные реальности.
После Ольги Чикиной всего одну песню спел Алексей Вдовин, ведь на следующий день у него должен был состояться сольный концерт в «Облаках» (о котором мы вам тоже обязательно расскажем), и народ начал потихоньку расходиться.
— А как же Кожекин?! — выкрикнул кто-то из толпы.
— Идите, идите уже! — Кричал в свою очередь Кожекин, уже вооружившийся гитарой. — Нечего вам тут меня слушать!
Половина людей и правда убежала, спеша на последний замёрзший автобус. Меня тоже тянули за рукав, показывая на часы.
«Нет! — настойчиво возражала я. — Я чувствую, мы много потеряем, если сейчас уйдём».
— Ну что, все разошлись? Можно начинать? — шутил неутомимый развесёлый Владимир.
Он спел всего три песни, но все три запечатлелись в голове. И не потому, что последнее всегда лучше запоминается, а потому, что не запомнить это маленькое выступление просто невозможно. Первая песня — «Дудочка», написанная Геннадием Жуковым под впечатлением от событий в Афганистане. Началась песня шуткой, закончилась трагедией. Вторая песня — вольный (очень вольный) перевод американского хита «American Pie» Дона МакКлина. Только Владимир Кожекин рассказал в нём о реалиях не американского, а советского русского рока. Опять весело о грустном… и грустно о весёлом. В этом весь Кожекин. Закончили уже актуальной песней «Придёт весна»:
И вновь менты оттают из-под снега,
Но вряд ли это огорчит меня.
И зал заходится хохотом, вспоминая, что окна центра по иронии судьбы как раз выходят на местное отделение милиции.
— Всё, теперь домой все, домой! — прогоняет всех музыкант.
Мы не против. Нам после такого уже не страшны ни окрепший вдруг мороз, ни отсутствие транспорта, ни мировые катаклизмы. Мы взяли здесь то, что нам поможет. И «ничего страшного нет».
Выражаем благодарность Анне Гореловой за предоставленное видео
Вы можете узнать больше о прошедшем фестивале Экклезиаст в Липецке на Культурном сайтике:
День фестиваля № 1
День фестиваля № 2
О сольном концерте Алексея Вдовина в Липецке (разговор с музыкантом)